Наша котельная («БМК Береке») отапливает одиннадцать девятиэтажных жилых домов, а это около 2300 квартир. Блочно-модульная котельная была приобретена в 2021 году за счет заемных средств, по госпрограмме «стартап для малого бизнеса» и при поддержке фонда развития предпринимательства «Даму», который, в свою очередь, субсидирует выплаты по займу. Были созданы рабочие места.
Ежегодно ИП «БМК Береке» подает в Антимонопольный комитет по г. Костанай с проект тарифа, в котором, среди прочих затрат отражается и ежемесячный платеж по займу, который Антимонопольный комитет не согласовывает. В то же время, Антимонопольный комитет не согласовывает и прибыль, которая могла бы быть потрачена на погашение займа, и так же запрашивается в заявке. Учредитель систематически вносит свои личные средства, но их не хватает. Из года в год мы работаем, надеясь, что нашей компании удастся выбраться из этой финансовой ямы, но ничего не меняется, а ситуация становится всё хуже. Последним толчком к написанию данного письма стало решение Антимонопольного комитета об увеличении тарифа на 3%, при запрашиваемых 30%.
С каждым годом долги у ИП «БМК Береке» только растут. Организации, обслуживающие котельное оборудование, отказываются работать с нами, газоснабжающая организация ограничила подачу газа на котельную ( в данный момент из четырех котлов работают то два, то три, что, в холодное время суток, приводит к недогреву), энергоснабжающая организация несколько раз предупреждала об отключении эл. энергии. Сотрудники котельной просят поднятия заработной платы, но и существующая на текущем уровне заработная плата выплачивается с постоянными задержками.
Оборудование изнашивается, и если первые два года оно почти не требовало ремонта, то теперь это необходимо делать регулярно.
Мизерное поднятие тарифа в этом году Антимонопольный комитет аргументирует тем, что имел место «необоснованно полученный доход», а по факту никакого дохода не было. Ни руководитель, ни учредитель не тратили средства на нужды, не касающиеся котельной. Просто, грубо говоря, можно было купить Лопату, а мы купили Ведро (перераспределение средств внутри статей затрат на котельную), а Антимонопольный комитет не стал учитывать это, а списал на «необоснованно полученный доход».
Всё это очень скоро приведет к срыву отопительного сезона — к остановке котельной в разгар зимы и разморозке теплотрассы.
Прошу рассмотреть ситуацию с утверждением тарифа на производство, транспортировку и распределение тепловой энергии котельной ИП БМК Береке.
Действующий тариф утвержден приказом ДКРЕМ по Костанайской области от 22 сентября 2023 года №184-ОД в размере 5026,56 тенге/Гкал без НДС.
22 октября 2024 года ИП «БМК Береке» была направлена заявка на пересмотр тарифа и тарифной сметы на услуги по производству, передаче, распределению и снабжению тепловой энергией (вход.№ 455038).
Проект тарифа составил 6657,89 тенге/Гкал без НДС, рост к действующему тарифу 32,5%.
26 ноября 2024 года приказом ДКРЕМ по Костанайской области №269-ОД утвержден тариф на услуги по производству, передаче, распределению и снабжению тепловой энергией с 01 декабря 2024 года в размере 5185,9 тенге/Гкал без НДС, рост к действующему тарифу 3,2%.
В утвержденной тарифной смете необоснованно снижены статьи затрат на оплату труда – среднемесячная заработная плата производственного персонала оставлена на уровне, предусмотренном в действовавшей до 01.12.2024 года тарифной смете в размере 140 000 тенге.
Тогда как, согласно абзаца 2 пп) 2 пункта 630 Правил формирования тарифов, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2019 года № 90 (далее – Правила), для субъектов естественных монополий малой мощности расходы на оплату труда производственного персонала определяются на уровне не ниже двукратного минимального размера заработной платы, устанавливаемой ежегодно законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
То есть, уполномоченный орган должен был включить среднемесячную заработную плату в размере не менее 170 000 тенге/человека.
Согласно данных Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК средняя заработная плата сотрудников отрасли за 3 квартал 2024 г. составляет 393 270 тенге. Средняя зарплата наших сотрудников составляет 140 000 тенге. Повышение заработной платы ДКРЕМ нам не утвердил. Персонал котельной (оператор, электрик, инженер КИПиА, мастер и т.д.) являются сотрудниками потенциально опасного промышленного объекта и должны иметь соответствующий квалификационный уровень. Вместе с тем, квалифицированный работник не согласен работать за низкую заработную плату, что влечет за собой кадровый голод. Данные специальности не подразумевают возможность принятия на работу любого желающего и его быстрое (несколько дней) обучение. Для надежной и безопасной работы объекта теплоснабжения требуются обученные, квалифицированные кадры. С уровнем утвержденного ДКРЕМом тарифа наша котельная не может себе позволить заработные платы, указанные Бюро Национальной Статистики. Мотивировка сохранения зарплаты на прежнем уровне – сокращение объемов предоставляемых регулируемых услуг. Объем производства сокращается по причине того, что периодически АО «QAZAQGAZ AIMAQ» пломбирует половину котлов котельной за просрочку платежей за газ. Просрочка же возникает по причине нехватки денег из-за низкого тарифа на тепловую энергию и задолженности потребителей за потребленную тепловую энергию. Штат котельной при этом не уменьшается. В итоге имеем замкнутый круг – тариф, недостаточный для покрытия расходов котельной ведет к образованию задолженности перед поставщиками стратегических услуг, что влечет отключение и опломбировку части котлов, в результате имеем снижение объемов выработки тепловой энергии из-за которого невозможно поднять тариф.
Кроме того, отключение и опломбировка части котлов ведет к снижению параметров теплоносителя, котельная не может работать в полную силу, что сказывается на температуре в квартирах потребителей и вызывает их недовольство
Также, из доходной части тарифной сметы исключена сумма необоснованно полученного дохода, в связи с увеличением объема оказанных услуг в размере 9 482,74 тыс. тенге.
Департамент ссылается на п.276 Правил, а именно в случае недополучения дохода или получения необоснованного дохода субъекта в связи с применением потребителями дифференцированных тарифов на услуги по реализации тепловой энергии в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета сумма недополученного дохода или сумма необоснованно полученного дохода учитывается при изменении тарифа, определяемого в соответствии с Особенностями механизма расчета тарифа на регулируемые услуги по реализации тепловой энергии согласно Разделу 3 Параграфа 2 настоящих Правил, в том числе в период действия тарифов.
Считаем применение данного пункта неверным, так как объем оказываемых услуг увеличился не по причине применения потребителями дифференцированных тарифов на услуги по реализации тепловой энергии в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета, а в связи с подключением новых домов к котельной.
Кроме того, заявка на пересмотр тарифа и тарифной сметы в 2023 году подана 23 августа, то есть в середине отопительного сезона, и объем оказываемых услуг увеличен с 19,48 тыс. Гкал до 32,403 тыс. Гкал или на 66,3%.
То есть необоснованного дохода в связи с ростом объемов субъектом не получен.
Примечателен тот факт, что при рассмотрении различных статей затрат, а именно «средняя заработная плата» и «необоснованно полученный доход», Департамент дает отказ по исключающим друг друга мотивировкам: по статье «заработная плата» — сокращение объемов предоставляемых регулируемых услуг, по статье «необоснованно полученный доход» — в связи с увеличением объема оказанных услуг. Таким образом, взаимоисключающие мотивировки не могут быть объективными.
В этой связи, просим Вас пересмотреть статьи тарифной сметы по оплате труда, уменьшить сумму необоснованно полученного дохода и увеличить тариф на соответствующую разницу.